CoSh.com.ua - Магазин коллекционера.
Выбрано: 0 товаров
Сумма: 0.00 грн.
Очистить    Оформить

Статья — «Венгерские художники»

Венгерские художники
М. Ринина
"Филателия СССР". 1975. №8. Стр. 52

Почта Венгрии не раз обращалась к теме национальной и зарубежной живописи. Филателистам знакомы серии марок, посвященные прославленным полотнам западноевропейских мастеров из музеев Венгрии, а в 1966 и 1967 годах в ВНР были выпущены 3 серии марок с воспроизведением картин венгерских художников, Первые серии (№1865-1871 и 1896-1902) посвящены живописи XIX века, а третья (№1931-1937) - живописи XX века.

До XIX века самобытной венгерской школы живописи фактически не существовало. Полуторавековое турецкое иго, а затем политическая зависимость от Австрии тормозили процесс ее сложения. Один из первых венгерских портретистов М. Барабаш (1810-1898 гг.) писал преимущественно парадные портреты. Но основная ценность его лучших картин заключается в умении создать подлинный тип характере. В «Портрете жены Иштвана Битто» (№ 1866) перед нами женщина, которая останавливает мягкой доброжелательностью, сквозящей в больших внимательных глазах. В ее непринужденной позе простота, естественность и в то же время достоинство. В портрете нет ничего от псевдозначительности и театрализованной выспренности парадных портретов.

Современник Барабаша, известный портретист С. Ланьи гораздо теснее был связан с национальным движением за независимость и единство страны. Принимая участие в подготовке революции, он не побоялся в «Автопортрете» 1840 года, воспроизведенном на марке № 1897, изобразить себя в красной якобинской шапке, которая красноречиво свидетельствует о характере его политических симпатий.

Назревшие противоречия в общественной жизни Венгрии должна была разрешить буржуазно-демократическая революция, вспыхнувшая в 1848 году. Страстно зазвучал голос певца освободительного движения поэта Шандора Петефи. Художник И. Боршош не обладал таким ярким дарованием, как великий венгерский поэт, но в разгар революции он написал «Портрет национального гвардейца» (№ 1901), где изобразил бургомистра города Пешта Л. Роттенбиллера, одного из тех патриотов, которые с оружием в руках боролись за независимость страны. Тема, затронутая художником, была понятна и волновала тогда всех, поэтому портрет пользовался большой популярностью.

Венгерская революция 1848-1849 годов была задушена Габсбургами и силами европейской реакции. Но проблема путей освобождения Венгрии продолжала волновать художников, и тогда многие из них обратились к событиям истории. В исторической живописи они видели тот путь, который позволял художнику под псевдонимом сюжетов из далекого прошлого изображать то, что волновало его современников. В историческом полотне Дьюлы Бенчура «Прощание Ласло Хуняди» (№ 1867) этическая проблема оборачивалась своей политической стороной.

Сюжет этот тогда многое говорил современникам: Ласло Хуняди был сыном национального героя Яноша Хуняди, возглавившего когда-то борьбу против турок. Ласло был захвачен чужеземным королем Владиславом V и предательски казнен, так как король боялся популярности сына прославленного полководца. Некоторая театральная аффектация прощания не заглушает трагизма события, осуждение предательства звучало тогда осуждением монархии Габсбургов. Это одно из лучших произведений Бенчура, что касается других его полотен таких как «Женщина, читающая книгу» (№ 1868) или «Людовик XV и мадам Дюбарри» (№ 1902), то они не выходят за пределы официального искусства Многие художники - К. Лотц, Б. Секей, Ф. Себастьян и Е. Перч - обращаются к символическому языку средневекового витража. Их витражные композиции (№ 2276, 2277, 2278) с локальными насыщенными тонами и выразительным силуэтом свидетельствуют о незаурядном колористическом мастерстве художников.

В конце 60-х годов в венгерскую живопись пришел художник, ставший гордостью венгерского искусства XIX века. Это был Михай Мункачи, портрет которого воспроизведен на венгерской марке 1932 года (№ 458) и советской марке 1969 года, выпущенной к 125-летию художника. Этого живописца отличала глубина проникновения в народную жизнь.

Ранние картины Мункачи «Зевающий подмастерье», написанный в Дюссельдорфе (№ 1870), и «Крестьянка с хворостом» (№ 1869) - посвящены теме тяжкого, непосильного труда. Художник сам был выходцем из народа, с детских лет ему приводилось зарабатывать себе на хлеб. М. Мункачи обращался и к жанру портрета. Портрет Ференца Листа дан в приглушенной монохромной гамме, оживляемой лишь напряженным звучанием красного цвета (№ 1896). Облик стареющего композиторе с еще красивым, но обрюзгшим, усталым лицом не имеет ничего общего с тем победительным, уверенным в себе юношей, гордостью венгерской музыки, которого писал несколько десятилетии назад Барабаш.

Интересна судьба художника П. Синьеи-Мерше - первого венгерского импрессиониста. Его картина «Майский пикник», воспроизведенная на блоке серии 1966 года, была закончена в 1873 году, тогда же, когда открылась первая выставка французских импрессионистов, картин которых он не видел. Уничтожающая критика, которой подверглось это произведение за новизну живописного языка, очень подействовала на художника, и он на 20 лет почти забросил живопись. «Влюбленные» (№ 1899) и «Дама в лиловом» (№ 1871) - вот немногочисленные картины, созданные за это время.

Но в 1896 году художники школы Надьбаньи подняли на щит забытые произведение Синьеи-Мерше, дух «Майского пикника» стал их живописной программой. К этой школе примкнул К. Ференци. Его картина «Октябрь», написанная в 1903 году, воспроизведена на марке № 1933.

Творчество Т. Костка-Чонтвари отличается большим своеобразием. В 1973 году почта ВНР выпустила серию из 7 марок и блок с пейзажами этого живописца (№ 2315-2321). В автопортрете, написанном в 1900 году (№ 1937), художник пользуется новыми для венгерской живописи приемами выразительности. Ом совмещает в изображении две точки зрения (взгляд на палитру дан сверху, лицо художника - на уровне глаз зрителя), в портрете нет натуралистической убедительности. Примитивизм художественных средств дан здесь как стилистический прием и не является основой мироощущения художника.

В 1919 году все прогрессивно настроенные венгерские художники примкнули к пролетарскому движению. 133 дня просуществовала Советская республика в Венгрии, и ни один из этих дней не обходился без выпуска плаката. В 1969 году в ВНР была выпущена серия марок и блок с репродукциями наиболее удачных революционных плакатов (№ 2028-2033). Надписи, которыми они сопровождались, не требуют пояснения, например: «Ты, затаившийся паникер и контрреволюционер, трепещи!» или «К оружию!» художника Р. Береня.

Во время белого террора, установившегося в стране после революции 1919 года, талантливый художник-самоучка Дьюла Деркович, принимавший участие в революции и нелегальных изданиях, не уехал из Венгрии. Несмотря на жизнь, полную унижений, нищету, он создал картины необычайно экспрессивные и драматические по звучанию. Творчество его имело громадное значение в годы фашистской реакции. На картине «Судебное решение», написанной в 1930 году (№ 1936), он изобразил себя и свою жену читающими извещение о выселении их из квартиры за неуплату.

Творчество Дерковича завершает тот почти полуторавековой путь, который прошла венгерская школа живописи, прежде чем Венгрия стала социалистической. Этот новый период еще не отражен с достаточной полнотой на марках ВНР. Однако уже вышедшие и посвященные живописи серии, сопровождавшиеся выпуском конвертов первого дня и картмаксимумов, отличаются высоким полиграфическим исполнением. Они будут интересны не только филателистам, но и всем любителям искусства.

Copyright 2009-2022 © Collector's Shop