CoSh.com.ua - Магазин коллекционера.
Выбрано: 0 товаров
Сумма: 0.00 грн.
Очистить    Оформить

Статья — «Архитектурная летопись Болгарии»

Архитектурная летопись Болгарии
В. Белоусов
"Филателия СССР". 1982. №3. Стр. 24

Архитектура Болгарии удивительно прекрасна и живописна, и трудно даже сказать, что сегодня производит более сильное впечатление - уникальные памятники старины или современные здания и сооружения. Как трудно, пожалуй, определить, какие рисунки чаще встречаются на марках этой страны - старинных построек или новых гостиниц, спортивных сооружений, заводов и фабрик. Впрочем, в тематике рисунков, посвященных архитектурным сооружениям, наблюдается, пожалуй, общая закономерность для всех социалистических стран. В 50-е и 60-е годы на почтовых выпусках чаще встречаешь изображения памятников архитектуры, а в последние 10-15 лет, когда здесь были построены интересные по композиции и яркие по своему художественному облику здания, в филателии начался «массовый» показ достижений в области архитектуры и строительства.

Рисунки болгарских почтовых миниатюр, с одной стороны, иллюстрируют живописную и колоритную историю архитектуры, а с другой - рассказывают о бурном процессе строительства новых городов, туристских комплексов, архитектурных ансамблей.

На марках «Туризм» (№ 1086-1089) и серии «Музеи и памятники культуры», выпущенных в 1961 году (№ 1050-1059), изображены характерные для народной архитектуры жилые здания (№ 1051, 1086), башни (№ 1050).

Памятники древней архитектуры средневековья и болгарского Возрождения можно встретить по всей стране и, конечно, в городах Созополе, Варне, Несебре, возникших на месте бывших греческих колоний Аполлонии, Одессосе, Месемврии.

Серии ярких, красочных марок, выпущенных в 1979 и 1980 годах, с изображениями часовых башен открывают своеобразную страницу архитектурной ле-тописи периода болгарского Возрождения (№ 131-135 и др.) Стройные, высокие башни в городах играли важную роль в жизни населения. Во-первых, каждая башня выполняла функцию пожарной каланчи, с которой хорошо был виден не только весь город, но и прилегающие села. Во-вторых, часы на стенах были порой единственными в городе. И, наконец, башни были композиционными центрами малоэтажной застройки городов, оживляли их силуэты и придавали своеобразный облик каждому из них. На марке достоинством 53 стотинки (№ 135) изображена часовая башня в городе Трявна, построенная в 1813 году, с живописным окружением из жилых домов с резными деревянными деталями. А на другой, в 35 стотинок (№ 134), изображена еще более древняя часовая башня в Габрове. В городе сохранились жилые дома и церкви периода болгарского Возрождения, но рядом с башней появились новые многоэтажные дома, что видно на рисунке. Однако башня сохранила свое господствующее значение среди разномасштабной, разнохарактерной застройки, объединяя ее в единый градостроительный ансамбль.

Часовые башни различны по архитектуре, цвету, отделке, но есть в них общие черты. Это прежде всего пластичность сооружений и многоярусность каждого из них. Нижняя часть у башен мощная и тяжелая, а верхняя более легкая и ажурная. Что особенно важно - среди башен нет двух похожих друг на друга. Это и понятно. Каждая из них создавалась как своеобразный архитектурный памятник своему времени.

Города Болгарии не только красивы, удобны, обладают неповторимым силуэтом, но и органически вписаны в окружающий ландшафт.

Примером может служить изображение панорамы города Тырново на марке в 1 стотинку, выпущенной в 1967 году (№ 1556). Город живописно раскинулся над каменистыми склонами реки Янтры. Среди застройки его старой части сохранились руины средневекового дворца, имевшего, как и многие жилые дома, террасную композицию. На марке изображена та часть города, которая с 1955 года превращена в музей-заповедник, излюбленное место туристов и любителей старины. Новые кварталы Тырнова современны и благоустроенны, в них сохраняются традиционные приемы планировки и застройки, но с учетом требований комфорта и транспортных коммуникаций современного города.

Интересны сооружения Софии. Так, на марке (№ 1688), выпущенной в 1969 году в честь Международной филателистической выставки, изображено здание Народного собрания, перед которым в 1907 году был установлен памятник Освободителям. В центре Софии возвышается храм-памятник Александру Невскому, построенный в 1904-1912 годах по проекту русского зодчего А. Н. Померанцева (№ 1690). По плану А. Н. Померанцева и инженера В. Г. Шухова в 1889-1893 годах в Москве были построены Верхние торговые ряды на Красной площади, ныне Государственный универсальный магазин. Заимствуя из русского зодчества архитектурные формы и декоративные элементы, автор создал монументальные сооружения храма-памятника, который и сегодня играет важную композиционную роль в застройке столицы Болгарии. Прекрасный рисунок храма, раскрывающий мощь и скульптурность сооружения, можно увидеть на почтовой марке Венгрии, посвященной «Филасердике-79» (№ 2654). На нем рядом с памятником изображена марка болгарской почты 1879 года.

В честь «Филасердики-79» в Болгарии была выпущена марка достоинством в 2 стотинки, на которой изображено современное 22-этажное здание гостиницы «Витоша» (№ 2464). Отели, пожалуй, чаще всего становятся темой для филателистических сюжетов последних лет. Так, «Европа» в Софии, «Болгария» в Бургасе, «Рига» в Руссе, «Пловдив» в Пловдиве запечатлены на марках серии 1980 года.

На выпусках Болгарии встретить разнообразные рисунки курортных центров, подробно о которых было рассказано в декабрьском номере журнала «Филателия СССР» (1981 г.). Строительство гостиниц и целых комплексов для отдыха стало достижением современной болгарской архитектуры. Курорты «Дружба», «Золотые пески», «Солнечный берег», «Албена», превратившиеся в зоны здоровья, стали известны во всем мире (№ 1960-1962, 1965). Создавали их крупнейшие болгарские зодчие. Так, гостиница «Интернационал» - центр «Золотых песков» (№ 1960) построена по проекту президента Союза архитекторов Болгарии Григория Стоилова, которого многие в Москве помнят еще студентом Московского архитектурного института. Необычны по конфигурации и пластике фасадов многоэтажные здания курорта «Албена» (архитектор Н. Неонов), которые выполнены из сборных элементов (№ 1965, 2353). На берегу Черного моря раскинулись удобные белые домики курортного поселка «Русалка» (№ 1964), построенного по проекту архитектора М. Маринова и ставшего излюбленным местом отдыха иностранных туристов. Но на марках Болгарии запечатлены не только архитектурные сооружения, связанные с отдыхом и туризмом. Так, на одной из них, достоинством в 3 стотинки, из серии 1965 года «Воздушный транспорт» изображены новостройки Димитровграда, первенца нового строительства, возникшего в 1945 году на берегу реки Марицы и ставшего сегодня крупнейшим промышленным, научным и административным центром.

Промышленное строительство развернулось по всей стране, и один из гигантов - комбинат цветной металлургии в городе Пловдиве - мы видим на авиапочтовой марке (№ 105) достоинством в 10 стотинок. А на другой - в 1 стотинку - завод, построенный в Ботевграде (№ 1897).

В народной Болгарии много средств расходуется на строительство школ, детских садов, медицинских учреждений, комбинатов бытового обслуживания. Бальнеологический комплекс в Хисаре, изображенный на марке № 1745, десятки других медицинских сооружений свидетельствуют о том, какую большую заботу проявляет государство об охране здоровья трудящихся.

Рассказ об архитектурных сооружениях Болгарии мне хочется закончить двумя наиболее выдающимися, на мой взгляд, памятниками современного зодчества. Один из них - мавзолей Георгия Димитрова в Софии, изображенный на авиапочтовой марке № 59, построен по проекту архитекторов Г. Овчарова и Р. Рибарова в 1949 году. Это усыпальница вождя и главная трибуна страны, центр всенародных торжеств. Строгие, лаконичные формы мавзолея придают ему торжественно-монументальный облик.

Другое здание - Дворец культуры и спорта в городе Варне, запечатленное на марке в 20 стотинок (№ 1608), создано по проекту архитектора С. Колчева и предназначено для массовых мероприятий. Оно решено в простых современных формах, с использованием вантовых конструкций, сборных железобетонных деталей, легких металлических форм, благодаря которым авторы сумели добиться выразительного образа современного народного сооружения. Дворец одновременно могут посетить более 5 тысяч человек, причем трансформация помещений делает его универсальным, позволяя проводить здесь всенародные празднества и конгрессы, спортивные соревнования и выставки.

Copyright 2009-2022 © Collector's Shop