CoSh.com.ua - Магазин коллекционера.
Выбрано: 0 товаров
Сумма: 0.00 грн.
Очистить    Оформить

Фрески Тассили
И. Язон
"Филателия СССР". 1982. №7. Стр. 24

Не всякий художник может мастерски изобразить охоту, животных. Тем более не каждому охотнику под силу нарисовать то, чем он повседневно занимается. Но когда в одном человеке соединяются и художник, и охотник, то созданные им картины способны удовлетворить вкус многих ценителей живописи. Только таким мастерам могли принадлежать выразительные наскальные фрески со сценками охоты, которые в изобилии покрывают стены многочисленных гротов Тассили-Аджера - горного плато в труднодоступном районе Центральной Сахары на крайнем юге Алжира. И не только охоты. На плато обнаружены тысячи рисунков, рассказывающих о быте людей, живших здесь семь-шесть тысячелетий назад. Сюжеты этих рисунков самые разные. Это и неизвестные еще обряды, танцы, уход за домашним скотом, схватки с врагами, игры. Грандиозное собрание древнейшей наскальной живописи принесло славу Тассили-Аджеру и является сегодня одной из туристических и культурных достопримечательностей Алжира. Отсюда и интерес к нему почтового ведомства этой страны.

Первая серия марок, посвященная фрескам, вышла в 1966 году (№ 414-417). Через год - еще одна - из четырех марок (№ 437-440). В 1980 году в Алжире выпущена марка, посвященная Всемирной конференции по туризму в Маниле (№ 720), на которой запечатлена панорама самого плато. Мы видим на ней колоннообразные выветренные скалы, узкие каменистые ущелья, прорезанные древними, теперь уже не существующими реками. Но тысячи лет назад Тассили-Аджер имел другой облик. Сахару покрывали густые вечнозеленые леса и богатые травянистой растительностью степи. Здесь водились слоны, гиппопотамы, носороги, буйволы, жирафы, страусы, крокодилы, антилопы. Жившие на плато люди занимались в основном охотой. Именно они и создавали удивительные по реализму рисунки животных, охотничьи сценки.

Свои первые полотна человек «создавал» пальцем или куском дерева на песке, на земле, позднее на коре дерева или коже. А когда у него появилась потребность сохранить рисунки, передать свои ощущения, свой опыт другим людям, древний художник начал использовать «вечный холст» - камень. Выбрав подходящий свод пещеры или стену грота, он наносил концом обожженной палки контур будущего рисунка, потом процарапывал его куском кремня и закрашивал пространство природной краской - охрой, в изобилии встречающейся в Сахаре.

Появление первых наскальных рисунков относится к пятому тысячелетию до нашей эры. Темой рисунков в основном были животные и охота на них. Так, на марке № 416 изображен страус, а на выпуске № 439 - антилопа. Любопытно, что наряду с натуралистически точным изображением животных тассилийские художники намеренно, по какой-то не установленной пока причине искажали облик людей и рисовали их «круглоголовыми». Именно к этому периоду относится одна из самых известных фресок Тассили-Аджера - «Великий марсианский бог». Шестиметровая фигура «бога» как бы облачена в глухой скафандр, увенчанный правильной формы шлемом. Множество таких же «круглоголовых» фигур на каменных стенках гротов Тассили-Аджера дали повод некоторым защитникам идеи посещения Земли инопланетянами утверждать, что здесь земляне встречались с представителями космических цивилизаций. К этому же периоду относится и другая знаменитая фреска - «Белая дама». Исследователи считают, что на ней, возможно, изображена богиня земледелия Исида, которая считалась в Египте родоначальницей земледелия. Однако загадка «дамы» до сих пор не разгадана.

Ко второму тысячелетию до нашей эры началось медленное усыхание Сахары. Тропические леса уступили место травянистой саванне, менялись животный мир Тассили, занятия людей, перешедших к скотоводству и земледелию. Изменились и сюжеты рисунков. Чаще стали появляться изображения домашнего быка (№ 437). Этот период тассилийской живописи назван скотоводческим. С ним связан расцвет наскального рисунка Тассили-Аджера. Изображение людей на фресках этого периода насыщено деталями, которые можно найти в облике и быте людей, живущих и в настоящее время. Речь идет прежде всего о племенах пёль, которые ныне широко расселились по всей Западной Африке. Они живут в Гвинее, Чаде, Нигере, Мьпи, На алжирских марках № 415, 417, 438 запечатлены девушки пёль, пастух и воин.

Появление на фресках рисунков лошадей и верблюдов свидетельствовало о резком изменении климата Сахары. Великая африканская пустыня приобрела нынешний облик. У людей, живущих на плато Тассили-Аджер, появились новые занятия и заботы. Борьба за существование и выживание в новых суровых условиях отнимала все больше времени, что и нашло отражение в рисунках. Они стали более схематичными, примитивными. Современные жители Тассили-Аджера — туареги уже не занимаются наскальной живописью, а древние фрески считают такой же принадлежностью пейзажа, как горы, песок.

В начале тридцатых годов фрески впервые увидел молодой французский археолог Анри Лот. Рисунки потрясли его, и он решил посвятить свою жизнь их изучению. А. Лот начал подготовку к большой экспедиции в Тассили-Аджер. Вторая мировая война помешала ему выполнить свои намерения. Однако в 1956 году А. Лот с группой энтузиастов вновь приехал в Тассили-Аджер. В течение шестнадцати месяцев он работал на плато, снял копии с восьмисот фресок, выявил 16 сменяющих друг друга слоев живописи 30 различных стилей рисунка. Это был грандиозный труд. Вывезенные им копии тассилийских фресок выставлены в настоящее время в Парижском музее человека, где собрана богатейшая коллекция по археологии Африки. Свое путешествие исследователь описал в книге «В поисках фресок Тассили», которая переведена на русский язык.

Copyright 2009-2017 © Collector's Shop
Яндекс цитирования Большой рейтинг посещаемых нумизматических сайтов Клуб Нумизмат | TOP 100 Каталог интернет-магазинов ShopTop.ru — найдется любой интернет-магазин. Rambler's Top100