Статья — «Из истории телеграфа»
Потребность в быстрой передаче известий на большие расстояния возникла на самых ранних ступенях развития общества. У человека появлялось желание скорее известить соседей о радостном или печальном событии, предупредить о приближении врага.
Звук и свет - вот средства, которые издавна использовались для передачи сообщений. Звук - основа для речевого сообщения. Но голосом можно общаться только на близком расстоянии - и человек изобрел барабан, издававший громкие звуки.
Язык барабанов появился очень давно. Он применялся коренными жителями Африки и Америки для связи задолго до появления электрического телеграфа. Звук барабанов может распространяться очень далеко — в тихую погоду он слышен на расстояниях до восьми километров. Мерные звуки тамтамов постоянно сопровождали экспедиции по исследованию черного континента: племена предупреждали соседей о приближении и намерениях белых пришельцев. Даже сегодня, когда развивающиеся народы Африки и других континентов овладевают современными средствами связи, барабан не утратил своего значения и до сих пор применяется для связи у многих племен. Сигнальный барабан изображен на марках Замбии (№ 9), Лаоса (№ 208, 209), Нигерии (№ 171), Фиджи (№ 161), Папуа Новой Гвинеи (№ 226), Золотого Берега (№ 149), Ганы (№ 36), Вьетнама (№ 449, 450).
С незапамятных времен в качестве средства связи использовался свет. Легенда трехтысячелетней давности рассказывает о том, как огни костров, зажженных на вершинах гор, за одну ночь через расстояние около 600 километров донесли до Клитемнестры, супруги Агамемнона, предводителя греков в Троянской войне, весть о падении Трои.
В дневное время американские индейцы и австралийские аборигены использовали методы дымовой сигнализации. Дымовые сигналы также применялись сторожевыми постами на границах древней Руси для передачи сообщений о приближении врага.
Такой же костер изображен на марке США (№ 718), на которой представлен фрагмент картины американского художника Р. Ремингтона.
За сто лет до нашей эры действовал «огневой телеграф» греческого историка Полибия. С помощью горящих факелов при благоприятной погоде передавались известия на значительное расстояние. По расположению факелов можно было распознать передаваемые знаки и составить из них сообщение. Устройство таких линий связи оправдывало себя только в горах или непроходимых местностях. На равнине гонец мог быстрее доставить сообщение адресату. Кроме того, требовались значительные затраты на строительство специальных башен. В оптическом огненном телеграфе иногда использовалось до десятка факелов на каждой станции, как показано на марке Йеменской Арабской Республики (№ 149). Факелы для сигнализации применялись и в древнем Египте и Риме (Монако, № 636, 672).
Способы связи с последовательной передачей буквы за буквой развивались весьма слабо до тех пор, пока французский инженер Клод Шапп - его портрет изображен на марках Франции № 619, 844 - не изобрел в XVIII веке систему семафора. На высоких мачтах или башнях устанавливались подвижные рычаги длиной до четырех метров, которые с помощью веревок и толкающих штанг управлялись оператором, находящимся в башне. Об этом рассказывают почтовые миниатюры Франции (№ 1721), Монако (№ 672), ФРГ (№ 343). Различные положения рычагов обозначали коды отдельных букв, слов и их сочетаний. Станции располагались на расстоянии прямой видимости друг от друга, и во время сеансов связи служитель обязан был наблюдать за сигналами на соседней станции и повторять положение рычагов.
Оптический телеграф получил распространение в первой половине XIX века. Во Франции было построено несколько линий телеграфа Шаппа, связывающих столицу со многими городами. К 180-й годовщине открытия телеграфной линии Париж - Ландо был выпущен конверт с изображением башни в городе Саверн, расположенной на этой линии, а на штемпеле спецгашения был изображен купол королевского дворца Тюильри в Париже, где находилась конечная станция телеграфной связи.
Удивление и страх среди крестьян вызывали работающие станции телеграфа. Их огромные движущиеся рычаги получили прозвище «руки дьявола». Впрочем не только неграмотные крестьяне, но и люди из аристократических кругов не всегда понимали принцип работы телеграфа. Это образно описал А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо» в главе «Телеграф»:
«Мне иногда приходилось в яркий день видеть на краю дороги, на пригорке эти вздымающиеся кверху черные суставочные руки, похожие на лапы огромного жука, и, уверяю вас, я всегда глядел на них с волнением. Я думал о том, что эти странные знаки, так четко рассекающие воздух и передающие за триста лье неведомую волю человека, сидящего за столом, другому человеку, сидящему в конце линии за другим столом, вырисовываются на серых тучах или голубом небе только силою желания этого всемогущего властелина; и я думал о духах, сильфах, гномах - словом, о тайных силах...».
Как известно, граф Монте-Кристо воспользовался посещением промежуточной телеграфной станции для того, чтобы нарушить связь и передать нужное ему ложное сообщение, подкупив телеграфиста.
Почти одновременно с Шаппом над разработкой оригинальной «дальноизвещающей машины» трудился выдающийся русский механик-изобретатель Иван Петрович Кулибин, которому посвящена марка СССР (№ 1885). Кулибин назвал свою машину «семафорным телеграфом».
Он представил изобретение Российской Академии наук. При помощи системы линеек (семафоров) составлялись различные фигуры, хорошо видимые на большом расстоянии.
В то время как телеграф Шаппа нашел практическое применение, оригинальный аппарат русского механика... был сдан в академический архив. Лишь через несколько десятилетий оптический телеграф появился в России, но под именем чужеземца. Подкупленные иностранными предпринимателями царские вельможи добились согласия императора на сооружение трех линий семафорных оптических телеграфов заграничной системы от Петербурга не Кронштадт, Гатчину и Варшаву. И это произошло уже тогда, когда Европа рукоплескала новому прогрессивному изобретению еще одного великого русского ученого.
В середине XIX века, после открытия датским ученым X. К. Эрстедом явления воздействия электрического тока на магнитную стрелку, появились новые виды оптического телеграфа. Русский ученый Павел Львович Шиллинг, которому посвящена марка СССР № 5318, в 1832 году продемонстрировал первую установку электрического телеграфа, практически пригодную для эксплуатации. В ней имелись шесть магнитных стрелок с катушками, или «мультипликаторами». При пропускании тока через мультипликатор на приемной станции стрелка поворачивалась, вращая связанный с ней небольшой диск белой или черной стороной в соответствии с полярностью тока, включаемого белой или черной клавишей на передающей станции. Сочетание повернутых дисков определяло код буквы. Такой аппарат был установлен «для потехи» в кабинете царя Николая I.
В 1835 году П. Шиллинг выступил с сообщением о своем изобретении на Боннском съезде естествоиспытателей. Вскоре он разработал более совершенную модель электрического телеграфа.
Появившиеся в дальнейшем телеграфные аппараты Гаусса и Вебера, Кука и Уитстона и других были видоизменениями прибора Шиллинга. Один из них изображен на марке Центральноафриканской Республики (№ 48). Хотя электромагнитный телеграф был изобретен в России, первые русские телеграфные линии строились иностранными концессионерами, широко использовавшими замечательное русское изобретение под названием «телеграф Сименса». Но это не могло поколебать приоритет русских изобретателей в создании очень важного средства связи - электрического телеграфа.