CoSh.com.ua - Магазин коллекционера.
Выбрано: 0 товаров
Сумма: 0.00 грн.
Очистить    Оформить

Статья — «Учеба под парусами»

Учеба под парусами
А. Потапов
"Филателия СССР". 1982. №12. Стр. 55

Моряки говорят, что на свете нет ничего прекраснее чайного клипера под парусами. Действительно, глядя на изображенные на марках парусники, ощущаешь стремительность и легкость, с которой они бегут по волнам. Анатолий Аксамит - художник серии почтовых миниатюр «Учебный парусный флот СССР», выпущенной Министерством связи СССР в 1981 году. Представленные на знаках почтовой оплаты учебные суда - наши современники, их паруса и сегодня реют над морями.

Для чего будущим морякам, которым придется ходить на современных кораблях с дизельными и атомными двигателями, учиться поднимать и опускать паруса, брать рифы? Опытные мореходы считают, что это вырабатывает ловкость, смелость, глазомер, умение четко и слаженно действовать в коллективе. Крупнейшие парусники советского учебного флота и мира - четырехмачтовые барки «Седов» и «Крузенштерн» (марки номиналами 32 и 20 коп.).

Барк «Седов» построен в Германии в 1921 году. Длина судна 100,2 м, ширина 14,66 м, грузоподъемность 4400 тонн. Парусное судно «Крузенштерн» также построено в Германии в 1926 году. Его длина 97,68 м, ширина 14,07, грузоподъемность 4100 тонн. Вот уже много лет оно успешно участвует в крупных соревнованиях парусников.

Суда эти мало отличаются друг от друга. Оба имеют стальной корпус, конструкция мачт, реев, марсовых и салинговых площадок, а также стоячий и бегучий такелаж у них почти одинаковы. Лишь только реи у «Седова» несколько длиннее и добавлен один парус — крюйс-брам-стень-стаксель. На «Седове» и «Крузенштерне» проходят практику будущие штурманы и капитаны Министерства рыбного хозяйства СССР.

Трехмачтовая баркентина «Вега» широко известна советским любителям кино, она снималась в приключенческих фильмах «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ» (марка номиналом 6 коп.). Судно было построено на верфях Финляндии и имело деревянный корпус (длина 40 м, ширина 9,2 м, грузоподъемность 600 тонн). В 1928 году парусник был переоборудован в учебное судно и приписан к Ростовскому политехникуму водного транспорта. «Вега» погибла в районе Геленджика при налете фашистской авиации.

На марке номиналом 10 коп. изображена трехмачтовая шхуна «Кодор», ставшая учебным судном Ленинградского мореходного училища. Учебный парусник «Товарищ» построен в 1892 году в Белфасте (марка номиналом 4 коп.). Четырехмачтовый барк имел внушительные размеры: длину 86,7 м, ширину 12,8 м и грузоподъемность 3500 тонн. Первый свой рейс «Товарищ» совершил в 1924 году в Англию.

В начале Великой Отечественной войны «Товарищ» погиб в районе г. Жданова. Имя этого парусника было передано новому судну, вступившему в строй в 1951 году. Трехмачтовый барк «Товарищ» имеет дли ну 68.5 м, ширину 12.02 м и грузоподъемность 3091 тонну (марка номиналом 15 коп.). Новое судно, кроме парусной оснастки, имеет машинную установку и современное навигационное оборудование. Этот барк - неоднократный участник больших парусных регат. Впервые он принял участие в Международной парусной регате «Операция «Парус-74» и занял первое место среди 57 судов из 12 стран, получив переходящий «Флорентийский кубок» Международной парусной ассоциации. В 1976 году барк занял в двух этапах трансатлантической гонки первые места. Название его было вторично выгравировано на серебряном постаменте «Камня мыса Горн». На «Товарище» проходят практику курсанты Херсонского мореходного училища.

Copyright 2009-2022 © Collector's Shop