Статья — «С маркой «ЗИЛ»»
В юго-восточной части столицы, где Москва-река образует петлю, между двумя мостами - Автозаводским и Нагатинским - расположен один из флагманов отечественной индустрии - автомобильный завод имени Лихачева. Когда-то он назывался АМО (автомобильное московское общество).
Его строительство началось в разгар первой мировой войны. После победы Великого Октября, 28 июня 1918 года завод АМО был национализирован. Этот день стал особенно знаменательным для автозаводцев - на митинге выступил В. И. Ленин.
В течение нескольких лет предприятие было занято ремонтом грузовых и легковых автомобилей и одновременно осваивало производство деталей и агрегатов. И вот 7 ноября 1924 года по Красной площади в колоннах праздничной демонстрации проехали десять красных автомобилей АМО (№ 4292). Это были первенцы отечественного автомобилестроения.
Самоотверженный труд автозаводцев позволил в тридцатых годах достичь выпуска 75 тысяч автомобилей в год, в том числе грузовиков ЗИС (№ 4369) и автобуса ЗИС (№ 4370), а с 1936 года автомобилей высшего класса ЗИС-101 (№ 4371). В конце 1938 года начался выпуск автобуса ЗИС-16 (№ 4466). Автозавод вышел по объему производства на передовые позиции Европе. Но мирный труд советских людей был прерван фашистской агрессией.
Продолжая выпуск автомобилей, завод приступил к эвакуации оборудования и работников на Урал. Впоследствии на базе этих цехов были созданы автозаводы в Ульяновске и Миассе, Челябинске, Шадринске и Ирбите.
В Москве автозаводцы переключились на выпуск автомобилей для фронта - ЗИС-22 с двумя ведущими осями, ЗИС-54 с санитарным оборудованием, полугусеничных вездеходов ЗИС-4М, освоили выпуск новой продукции: автоматов (ППШ), мин, снарядов и других боеприпасов.
За отличную работу завод был награжден в 1942 году орденом Ленина, а в 1943 году орденом Трудового Красного Знамени.
В первые послевоенные годы было освоено производство грузовиков ЗИС-150 (№ 4581), трехосных вездеходов ЗИС-151, автобусов ЗИС-154 (№ 4582), легковых автомобилей высшего класса ЗИС-110 (№ 4578). Этот трудовой подвиг был отмечен еще одним орденом Ленина, а группе работников завода была присуждена Государственная премия СССР.
С 1956 года заводу присвоено имя Ивана Алексеевича Лихачева.
Большой вклад внесли работники ЗИЛа в проектирование и освоение мощностей Камского автозавода. Конструкторы разработали известный сейчас во многих странах камазовский грузовик (№ 4399).
Трудовые успехи автозаводцев были отмечены в 1971 году третьим орденом Ленина, а в 1975 году орденом Октябрьской Революции. У автозаводцев большие планы. Впереди новые свершения. И, конечно же, новые ЗИЛы не раз еще будут изображены в филателии.