CoSh.com.ua - Магазин коллекционера.
Выбрано: 0 товаров
Сумма: 0.00 грн.
Очистить    Оформить

Юбилей Аэрофлота
М. Паньков
"Филателия СССР". 1983. №2. Стр. 6

Первой страницей славной летописи советской гражданской авиации стал день 9 февраля 1923 года, когда по инициативе В. И. Ленина был учрежден Совет по гражданской авиации, призванный руководить всей ее деятельностью.

В 1923 году у нас в стране действовала единственная регулярная почтово-пассажирская линия между Москвой и Нижним Новгородом (ныне г. Горький) длиной всего 420 км. За год по этой трассе было перевезено 1900 килограммов почты и грузов и 229 пассажиров. Но и в этом почтовое ведомство увидело большое будущее для развития перевозок. Это подтверждается тем, что уже в августе 1923 года для оплаты почтовых отправлений были выпущены марки № 0203-0206 номинальной стоимостью 1, 3, 5 и 10 рублей. В мае 1924 года они вышли в обращение с надпечаткой новой стоимости в золотом исчислении - 5 коп., 10 коп., 15 коп., 20 коп. (№ 203-206). Но первой советской авиапочтовой маркой стала другая миниатюра.

1 мая 1922 года открылась первая международная воздушная линия Советской России: Москва - Ковно - Кенигсберг (ныне Калининград). Для дополнительной оплаты авиапочтовой корреспонденции с ноября 1922 года применялась марка № 59 с надпечаткой (литографской, красного цвета) контура самолета на марке № 58, выпущенной в обращение в ноябре 1922 года в честь 5-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Это и была первая советская авиамарка.

В начале двадцатых годов, когда Советская Россия только поднималась из руин гражданской войны, В. И. Ленин мечтал о ее могучем воздушном флоте. Эта мечта претворилась в жизнь.

В апреле 1929 года был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Перед гражданской авиацией ставится задача достичь таких темпов роста и качества самолетостроения, которые бы соответствовали уровню наиболее развитых в промышленном отношении капиталистических стран. К концу пятилетки предусматривалось довести общее количество самолетов до четырех тысяч, а протяженность воздушных линий - до 42.5 тысяч километров.

В 1930 году образуется Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота (ВО ГВФ), вводится аттестация летного и инженерно-технического состава, форменная одежда и знаки различия.

В феврале 1932 года ВО ГВФ преобразуется в Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ). Было официально введено сокращенное название советской гражданской авиации - Аэрофлот. Авиационная промышленность дала первоклассную по тем временам авиационную технику - Ант-4 (марка № 4730), Ант-6 (№ 4870), Ант-9 (№ 3829), Ант-14, которая была создана под руководством А. Н. Туполева. На двухмоторном самолете Ант-4 («Страна Советов») экипаж С. Шестакова в октябре 1929 года совершил перелет из Москвы в США. Четырехмоторный Ант-6 (Г-2) применялся главным образом для перевозки почты и грузов. Девятиместный самолет Ант-9 (Пс-9) - для перевозки пассажиров. Ант-14 («Правда»), снабженный пятью силовыми установками и принимавший на борт 41 человека, использовался, в основном, для агитационных и экскурсионных полетов.

Создателями новых машин были конструкторские коллективы, возглавляемые К. Калининым, Г. Бериевым, Б. Шавровым, Н. Поликарповым, А. Яковлевым. Это - одномоторный 6-местный Ка-5 (№ 4869), 8-местная летающая лодка Мп-1, 3-местный самолет-амфибия Ш-2 (№ 4732), многоцелевой легкий самолет У-2 (№ 3828, 4868), ставший самой распространенной машиной, и, наконец, 2-местный Аир-6, выпускавшийся также в гидроварианте.

В 1933 году Аэрофлотом перевезено 50 тысяч пассажиров, 2100 тонн почты и 1680 тонн грузов. К 10-ле-тию Гражданской авиации СССР и советской авиапочты были выпущены пять авиапочтовых миниатюр без водяного знака (№ 444-448) и пять - с водяным знаком (№ 449-453). На них изображен первый серийный пассажирский самолет Ант-9 (конструктор А. Туполев), на котором экипаж М. Громова в июне 1929 года совершил рекордный полет по странам Европы. Художники Н. Боров, Г. Земский и И. Ганф наглядно показали географию применения самолетов Аэрофлота на десятом году его существования.

На почтовой миниатюре номиналом 5 копеек (№ 444, 449) изображен самолет, летящий над домнами Кузбасса, 10 копеек (№ 445, 450) - над нефтяными вышками Каспия, 20 копеек (№ 446, 451) - над колхозными полями, 50 копеек (№ 447, 452) - над трассой канала имени Москвы, 80 копеек (№ 448, 453) - над Арктикой.

В октябре 1934 года для оплаты авиапочтовых отправлений поступила в обращение серия почтовых миниатюр «Дирижабли СССР» по рисункам художника B. Завьялова (№ 470-474).

Незабываемой останется челюскинская эпопея. 13 апреля 1934 года советские летчики закончили героическую работу по спасению экипажа и участников полярной экспедиции. Спустя неделю А. Ляпидевскому, C. Леваневскому, В. Молокову, Н. Каманину, М. Слепнёву, М. Водопьянову, И. Доронину первым в нашей стране было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1935 года в обращение вышла серия из десяти почтовых авиамарок № 486-495, посвященных спасению челюскинцев. На семи из них изображены самолеты и портреты летчиков-героев.

В ноябре-декабре 1937 года поступила в обращение серия почтовых миниатюр № 560-566, выполненная по эскизам В. Завьялова, - «Самолеты СССР» и почтовый блок № 567. В блоке четыре марки № 566. На почтовой миниатюре № 561 номиналом 20 копеек изображен первый серийный самолет для пассажирских перевозок Ант-9, на миниатюре № 566 - Ант-14 («Правда»). Он вышел на трассы Аэрофлота в 1931 году и эксплуатировался до конца 30-х годов. На миниатюре № 565 - восьмимоторный самолет, построенный в 1934 году.

В марте 1946 года состоялась первая после войны сессия Верховного Совета СССР второго созыва. Она приняла закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. Началось возрождение к жизни разрушенных аэропортов, авиационных заводов и других объектов гражданской авиации. В результате самоотверженного труда работников Аэрофлота уже к началу 1947 года была восстановлена довоенная сеть воздушных линий. Их общая протяженность достигла 172 тысяч километров.

В середине пятидесятых годов на воздушных линиях началась эксплуатация самолетов с газотурбинными двигателями: Ту-104, Ил-18, Ан-10, Ту-114 и др. Почтовое ведомство СССР посвятило этому серии почтовых миниатюр № 2182-2199, 2201, 2208, 2212, 2213. Сорокалетие Аэрофлота было отражено выпуском серии № 2821-2823. Дальнейшее поступление новой авиационной техники в Аэрофлот отмечено почтовыми миниатюрами № 3298-3302, 3832-3835, 4201, 4961-4964, 5030, 5075-5078.

Сегодня без гражданской авиации немыслимо представить нашу экономику. А в одиннадцатой пятилетке авиационная техника все шире стала осваивать просторы Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока. Гражданская авиация стала зрелой и высокоразвитой отраслью транспортной системы Страны Советов.

Copyright 2009-2017 © Collector's Shop
Яндекс цитирования Большой рейтинг посещаемых нумизматических сайтов Клуб Нумизмат | TOP 100 Каталог интернет-магазинов ShopTop.ru — найдется любой интернет-магазин. Rambler's Top100