CoSh.com.ua - Магазин коллекционера.
Выбрано: 0 товаров
Сумма: 0.00 грн.
Очистить    Оформить

Статья — «Филателия ГДР о судостроении»

Филателия ГДР о судостроении
Н. Висленев
"Филателия СССР". 1983. №2. Стр. 18

Рассказ о судостроении ГДР следует начать с теперь уже далеких событий. Падение фашистской Германии сопровождалось экономическим крахом. Материальные потери составляли приблизительно 50 миллиардов долларов. На Потсдамской конференции 1945 года были подписаны соглашения по целому ряду вопросов, касавшихся будущего Г ермании. В частности, запрещалось строительство судов всех видов, а также морское судоходство, за исключением каботажного плавания.

7 октября 1949 года была создана Германская Демократическая Республика. Для суверенного государства вопрос о возрождении судостроения и торгового флота стал насущной необходимостью. В июле 1950 года на съезде СЕПГ было принято решение о создании народного торгового флота, а в 1954 году на судоверфи «Нептун» в Ростоке были построены первые пароходы «Росток» и «Висмар». Затем торговый флот ГДР пополнялся, в основном, за счет небольших теплоходов, но уже в 1957 году появились новые суда водоизмещением 10 тысяч тонн. Это были «Фриден» и «Фройндшафт», им почта ГДР посвятила марки (№ 284, 354, 355, 613).

В 1958 году рабочие «Матиас-Тезен-верфи» решили построить пассажирское круизное судно для отдыха трудящихся. Это нашло широкий отклик среди коллективов предприятий страны. Благодаря отчислениям и добровольным взносам собрали сумму в 30 миллионов марок. 28 ноября 1959 года судно было заложено, а в 1961 году передано свободным немецким профсоюзам. Ему дали имя рабочего-каменщика, деятеля немецкого и международного рабочего движения Фрица Геккерта. Этому событию посвящена серия ГДР 1960 года (№ 484-487). В настоящее время оно используется в качестве плавучего общежития для рабочих города Штральзунда.

В 1960 году в ГДР вышла серия марок, посвященная 125-летию немецких железных дорог. На одной из почтовых миниатюр, номиналом 20 пфеннигов (№ 520) - новое здание вокзала в гавани Засниц и железнодорожный паром того же названия. Паром «Засниц» был построен в 1959 году. Его владельцем является государственная железная дорога. Паром эксплуатируется на линии Засниц -Треллеборг (Швеция). Он предназначен для перевозки вагонов и легковых машин.

Следующая серия марок ГДР с изображением судов появилась в 1961 году. Она посвящена рыбакам. На марке № 532 запечатлен траулер, а на знаке почтовой оплаты № 534 - рыболовецкое судно «Роберт Кох».

К сожалению, никаких сведений о названии траулера нет. Однако судя по его очертаниям и оснастке, можно предположить, что на марке изображен средний траулер серии «Океан». Вспомогательное рыболовецкое судно «Роберт Кох» построено в 1956 году. Оно предназначалось для обеспечения медицинского обслуживания рыбаков в океане и смены их экипажей.

В серии 1964 года в честь 15-летия ГДР - марка с изображением сварщика и грузового судна. Она посвящается судостроению и повторяется в почтовом блоке.

Следующий выпуск появился в 1968 году. На марке № 1046 номиналом 15 пфеннигов можно видеть морозильный траулер серии «Атлантик».

В 1971 году поступила в обращение самая большая в ГДР серия с изображением судов. Она состоит из шести марок № 1386-1391. На одной из них - пассажирское судно «Иван Франко» - головное среди пяти судов, построенных по заказу СССР. «Иван Франко» (1964 г.), «Тарас Шевченко» (1966 г.) и «Шота Руставели» (1968 г.) вошли в состав Черноморского пароходства, а «Александр Пушкин» (1965 г.) и «Михаил Лермонтов» (1972 г.) - в состав Балтийского морского пароходства. На других марках этой серии: грузовые судна типа 17, «Росток», рыбопромысловая база «Юнге Вельт», контейнеровоз типа 451.

На последней vарке - научно-исследовательское и экспедиционное судно «Академик Курчатов», построенное для Советского Союза.

В 1972 году в серии, посвященной 20-летию общества «Спорт и техника», появилась марка (№1464) с изображением гребного винта и парусного судна. Несмотря на то, что название его нигде не указывается, можно с уверенностью сказать, что это учебное парусное судно, бригантина «Вильгельм Пик», построенная в августе 1951 года. Оно несет 13 парусов общей площадью 500 квадратных метров. Бригантина принимала участие в операции «Парус-74».

На одной из марок (№ 1798) серии 1976 года в честь весенней Лейпцигской ярмарки запечатлено судно серии «Атлантик-супертраулер». Оно предназначено для ловли, переработки и хранения рыбы, а также используется как транспортное судно.

В серии ГДР, изданной в 1978 году и посвященной развитию контейнерных перевозок, на марке № 1998 - контейнеровоз «Больтенхаген».

На марке № 2072, выпущенной в 1979 году ко Дню моря, также можно видеть контейнеровоз. Несмотря на то, что на почтовой миниатюре отсутствует название судна, его легко можно определить по весьма характерному силуэту и такелажу. Это - «Фанеос».

В том же 1979 году почта ГДР выпустила сцепку из двух марок, посвященных 70-летию железнодорожных паромных сообщений на линии Засниц - Треллеборг. На марках № 2094 и 2095 - паромы «Росток» и «Рючен».

Copyright 2009-2022 © Collector's Shop