CoSh.com.ua - Магазин коллекционера.
Выбрано: 0 товаров
Сумма: 0.00 грн.
Очистить    Оформить

Статья — «Гидросамолеты»

Гидросамолеты
Л. Эгенбург
"Филателия СССР". 1983. №3. Стр. 8

Перед нами почтовая марка № 4872. На ней - гидросамолет, летящий над морем. Чем он примечателен, знаменит?

Это произошло в 3 часа 30 минут утра 22 июня 1941 года над Балтийским морем. Совершая обычный ночной дозорный полет, экипажи двух летающих лодок МБР-2 заметили в водах Финского залива немецкие корабли, ставящие мины. Самолеты были встречены яростным зенитным огнем. Только возвратившись на свою базу, летчики узнали, что началась война.

Гидросамолет этот обрел крылья за девять лет до начала войны. Ранним майским утром 1932 года на бетонном пирсе Севастопольской бухты хлопотали люди в промасленных комбинезонах, которые сталкивали в воду большой самолет - летающую лодку.

Вот она уже закачалась на волне, как огромная белая птица. В кабине испытатели - летчик Бенедикт Бухгольц и механик Владимир Днепров. Запущен и прогрет мотор, возвышавшийся над крылом, лодка заскользила . по поверхности бухты и легко оторвалась от воды. Через 15 минут полета Бухгольц аккуратно приводнил машину и подрулил к гидроспуску.

Отзыв испытателей отличный: лодка имеет хорошую мореходность, устойчиво держится в воздухе, легко управляется. Летающая лодка МБР-2 была первым самолетом, созданным Георгием Михайловичем Бериевым. Она стала первым советским гидросамолетом, принятым к крупносерийному производству.

Судьба ее поистине примечательна. Этому самолету суждена была долгая жизнь, он выпускался вплоть до 1940 года.

Цельнодеревянный моноплан для постройки не требовал дорогих и дефицитных материалов, поэтому в производстве этот самолет был достаточно дешевым.

В 1934 году МБР-2 приняла на вооружение авиация флота, а создатель его - Г. М. Бериев возглавил конструкторское бюро. В том же году на базе разведчика был построен первый отечественный грузопассажирский гидросамолет МП-1, который длительное время применялся на авиалиниях Крайнего Севера и Дальнего Востока.

В мае 1937 года летчица Полина Осипенко на МП-1 установила три международных женских рекорда высоты: 8864 м - без груза, 7605 м - с грузом в 500 кг и 7009 м - с грузом в 1 тонну. А через год на этом же самолете вместе с В. Ломако и М. Расковой она выполнила выдающийся по тем временам беспосадочный перелет по маршруту Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск за 10.5 часа, пролетев около 2500 км.

Первое боевое крещение летающие лодки МБР-2 получили в войне с белофиннами. В Великую Отечественную эти самолеты были в воздухе с первого до последнего дня.

В 1937 году Г. М. Бериев создает корабельные разведчики КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4), которые «выстреливались» с катапульт линкоров или крейсеров в воздух, а после полета садились на воду и поднимались на корабль лебедкой.

Вскоре после окончания войны строится универсальная летающая лодка Бе-6, за создание которой Г. М. Бериев в 1947 году был удостоен высокого звания лауреата Государственной премии СССР.

В 1950 году коллектив под его руководством создает первую в мире реактивную летающую лодку Р-1, а через несколько лет опыт, накопленный при эксплуатации этого экспериментального самолета, пригодился при проектировании гидросамолета Бе-10. Летающая лодка изображена на почтовой марке № 3301 (1965 год). На почтовой миниатюре она показана взлетающей с Химкинского водохранилища.

В начале 60-х годов коллектив Г. М. Бериева создает самолет-амфибию с двумя турбовинтовыми двигателями. Советские морские летчики на таких машинах установили ряд международных рекордов по грузоподъемности и высоте. <.p>

За создание этого замечательного самолета Георгию Михайловичу и группе конструкторов была присуждена Государственная премия СССР. <.p>

Всю свою творческую жизнь Главный конструктор, доктор технических наук Г. М. Бериев посвятил гидроавиации. Исключением явился сухопутный пассажирский самолет Бе-30, построенный в 1966 году и предназначенный для перевозки 14 пассажиров на местных линиях.

При взлетном весе 570 кг он развивал скорость 480 км/час и покрывал расстояние до 1200 км. Бе-30 явился первым в СССР самолетом с укороченным взлетом и посадкой.

В нынешнем году исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора.

Copyright 2009-2022 © Collector's Shop