Статья — «Земные самолеты»
(К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ О. К. АНТОНОВА)
Над Карельскими лесами и дикой Уссурийской тайгой, в небе Казахстана и Чукотки, над Северным полюсом и Антарктидой, в тундре и горах, над океанскими просторами несут свою нелегкую службу безотказные труженики, самолеты по имени Ан. Чтобы представить все филателистические материалы, посвященные деятельности ОКБ Генерального конструктора Олега Константиновича Антонова, потребовалось бы множество журнальных полос. Поэтому мы ограничимся лишь фрагментом, который по праву открывает страницы с изображениями главного самолета мирного времени, вездесущего, нестареющего Ан-2 (марки Кубы № 1427 и 1802, Румынии № А214, отечественные конверты от 12.3.64, 22.10.75, 12.4.76, 21.4.69).
Рядовой эксперимент иногда дает удивительный по своей значимости результат. За несколько лет до войны работники ЦАГИ продували в трубе маленькую модель поликарповского биплана Р-5. Изюминкой эксперимента был вращаемый электромоторчиком винт модели. Во время войны отчет об этих опытах случайно попался О. К. Антонову: «Из небольшой книжки... я узнал, какое влияние оказывает обдувка струей винта на летные качества самолета-биплана, что еще более укрепило меня в правильности выбранной схемы». (Из книги О. К. Антонова «Десять раз сначала»). Так в нашем послевоенном небе появился маленький поршневой биплан. Созданный первоначально как сельскохозяйственный самолет, Ан-2 освоил практически все профессии: полярник, геолог, санитар, пожарный, спасатель... И, конечно же, почтальон!
27 октября 1957 года в ознаменование 45-летия немецкой авиапочты Ан-2 выполнил специальный полет Лейпциг - Дрезден - Лейпциг. 7045 авиапочтовых отправлений, отмеченных штемпелем «Леипциг СГ», были доставлены в Дрезден. 5167 авиаписем были отправлены с обратным рейсом («Дрезден А24»). 11 032 конверта и открытки совершили полный перелет (туда и обратно).
Самолет в ГДР понравился, и вскоре он стал совершать рейсы из Карл-Маркс-Штадта в Берлин, Лейпциг и Дрезден (DH-50, 51, DH-54, 55 и DH-56, 57 соответственно). Корреспонденция первого полета (2-3 мая 1958 г.) отмечалась специальными штемпелями.
Осенью 1958 года Ан-2 обслуживали Международную лейпцигскую ярмарку. В течение всей работы почта гасилась штемпелем ярмарки, а доставленная первым спецрейсом 8 сентября (DH-31, 30, Лейпциг - Карл-Маркс-Штадт - Лейпциг) еще и спецштемпелем полета.
4 апреля 1959 года Ан-2 совершил полет по маршруту «Баумгартенфорт» (Карл-Маркс-Штадт - Лейпциг - Дрезден - Карл-Маркс-Штадт), названному так в честь немецкого воздухоплавателя. 150 кг почтовой корреспонденции были также погашены спецштемпелем. Последнюю авиапочту со спецштемпелями ГДР Ан-2 перевез 12 июня 1960 года на маршруте Хейде - Берлин.
У нас в стране Ан-2 перевозит ежегодно до 20 миллионов пассажиров (для сравнения: ЭВМ «Сирена», система резервирования билетов на авиалиниях продает 5 миллионов билетов в год). За тридцать с лишним лет Ан-2 помог обработать более миллиарда гектаров земли. Создание Ан-2 отмечено Государственной премией СССР.
Следующие страницы нашей коллекции посвящены самолетам Ан-10 и Ан-12. Первый - комфортабельный воздушный лайнер. Всемирная выставка в Брюсселе (1958 г.) удостоила Ан-10 Большой золотой медали и диплома. Изображение этого приза в филателии не отмечено, а сама выставка и, в частности, советский павильон запечатлены на отечественных марках (№ 2139-2142). Сам самолет изображен на марках № 2187 и 2194. Там он носит название «Украина». Первый рейс Ан-10 совершил 21 июля 1959 года по маршруту Киев - Москва - Симферополь - Киев. Авиапочтовый конверт, доставленный этим рейсом, включен в нашу экспозицию.
Ан-12 грузовой самолет. В конце 1961 - начале 1962 года он совершил вместе с Ил-18 сверхдальний перелет Москва - Антарктида - Москва. Штемпель обратного полета и специальный конверт МГОК нашей экспозиции посвящены этому событию.
В филателистических коллекциях Ан-12 будет жить долго. Он не только изображен на рисунках зарубежных почтовых миниатюр, например, монгольской № 1022, но и стал сюжетом 6-копеечных советских марок (№ 3418, 3430) одиннадцатого стандартного выпуска. Кроме того, этот же рисунок использован для марок всех авиапочтовых конвертов, выпускавшихся у нас в 1966-1978 годах между одиннадцатым и двенадцатым стандартными выпусками.
В связи с 40-летием первой в мире советской дрейфующей станции СП-1 был выпущен конверт (14.4.77) с оригинальной маркой, на которой изображена база СП-23 и транспорт полярников, в том числе и самолет Ан-10.
Ан-10 и Ан-12 - самолеты-близнецы. Они во многом унифицированы. Именно этим можно объяснить некоторые неточности в марочных рисунках, а следовательно, и в каталогах.
На дрейфующие станции совершал посадки, проводил в Арктике ледоколы (конверт от 25.11.74) не Ан-10, а грузовой Ан-12. Последний можно отличить по поднятому хвосту, а также по отсутствию концевых шайб на стабилизаторе, которые сначала стояли на Ан-10 (конверт от 21.7.59), или подфюзеляжных гребней, заменивших впоследствии шайбы (конверт с Ан-10 А от 13.5.69). За создание Ан-12 коллектив О. К. Антонова удостоен Ленинской премии (№ 2149).
Прежде чем продолжить наш рассказ, заглянем в Советский энциклопедический словарь. Там две статьи называются одинаково - «Антей». Одна из них посвящена непобедимому герою древней мифологии. Другая - советскому транспортному самолету Ан-22 (1965 г.), одному из самых больших в мире. В пассажирском варианте Ан-22 мог бы перевезти 720 человек (№ 3302). В нашей коллекции представлен конверт от 8 января 1969 года, на котором также изображены два Антея - мифический и настоящий. На других рисунках можно увидеть и холмы (конверт с Ан-14 от 31.8.62), и горы, и поля, и леса, и города. Недаром самолеты, которые создают в ОКБ Антонова, зовут везделетами. Легко взлетать с земли и садиться в любой точке - свойство всех Анов. Сверхтяжелый «Антей» - не исключение.
Не является исключением и самолет Ан-24, основное назначение которого - перевозки между соседними городами (марка СССР № 3299, Монголии № 574, КНДР № 1251, ГДР № 1217). Вариант ледового разведчика «Торос» изображен на конверте от 22.4.69. Материалов по Ан-24 - множество.
Об этом можно судить по авиапочте ГДР. Ан-24 сменил на ее авиатрассах устаревшие машины в 1966 году.
1 апреля 4419 отправлений прямого полета маршрута Берлин - Варшава - Берлин (IF 660, 661) и 150 отправлений обратного полета гасились спецштемпелями первого полета и сопроводительным фиолетовым штемпелем Интерфлюга.
2-4 мая 1967 года открылись линии Лейпциг – Будапешт - Лейпциг (IF 628, 629) и Дрезден – Будапешт - Дрезден (IF 626, 627). Прямая корреспонденция первых полетов со штемпелями «Лейпциг ВРА 7005» и «Дрезден 24-8024» составили, соответственно, 3769 и 3903 отправления. Обратно вернулось 180 и 177 писем и открыток.
В 1968 году на X зимние Олимпийские игры в Гренобль спортсмены ГДР прилетели через Швейцарию. 26 января специальный олимпийский рейс Берлин - Цюрих совершил Ан-24. Память о том - 3902 отправления с памятным штемпелем «Берлин 7—107».
Во время осенней Лейпцигской ярмарки 1971 года Ан-24 открыл маршрут Лейпциг - Прага - Лейпциг. 3 сентября с рейсами IF 712, 713 была доставлена корреспонденция со специальными календарными штемпелями лейпцигского аэропорта и фиолетовыми сопроводительными штемпелями ярмарочных полетов.
За создание Ан-24 ОКБ Антонова удостоено Государственной премии Украинской ССР.
В 1979 году на одной из советских почтовых марок появился еще один Ан - двадцать восьмой. Эта марка в нашей экспозиции особенная - на ней нет изображения земли. Но это исключение из тех, которые лишь подтверждают правила. Самолет заканчивает испытания. Знаком он пока только специалистам. В небе микролайнер уже прописали, а на земле его ждут.
Наш филателистический очерк завершает подборка из трех конвертов от 4.9.73, выпущенных к 50-летию советского планеризма. В честь О. К. Антонова, одного из пионеров отечественного планерного спорта, планериста-конструктора, спецгашение этих конвертов производилось только в трех местах - в Коктебеле (ныне Планерское), куда в 1924 году он привез на соревнование свой первый планер; в Москве, где Антонов стал Главным конструктором планерного завода; в Киеве, где созданы все Аны. Рисунок на одном из конвертов, а также спецштемпеля изображают рядом планер А-15 О. К. Антонова и планер А-5 К. К. Арцеулова, известного летчика, который первым ввел самолет в штопор и благополучно справился с ним, организатора проведения первых соревнований в Коктебеле (1923 г.). У самолетов О. К. Антонова мирное назначение. Но, как справедливо заметил сам конструктор в ответ на хитрый вопрос иностранных журналистов, и бутылка из-под лимонада может стать оружием против танков. Среди многочисленных наград самого высокого достоинства, которыми Родина удостоила Олега Константиновича, есть скромная боевая медаль (№ 946, 952). «Партизану Великой Отечественной войны» I степени. Крылья из дерева и полотна, родившиеся в Коктебеле, со временем окрепли и в трудные годы стали грозным оружием. Почти всю войну, из ночи в ночь уходили в полет безмоторные грузовики, планеры О. К. Антонова.